16:57 На 1705-м километре магистрального нефтепровода Сургут – Полоцк завершено строительство подводного перехода через реку Лаж | |
В зоне ответственности НПС «Дубники» (Марийское РНУ АО «ТРАНСНЕФТЬ – ВЕРХНЯЯ ВОЛГА») на 1705-м километре магистрального нефтепровода Сургут – Полоцк завершено строительство подводного перехода через реку Лаж.
НЕВЕЛИК, ДА НОРОВИСТ
Рек и речек в Республике Марий Эл великое множество. Текут они по всей Марийской низменности, питая леса, луга и перелески, радуя глаз прихотливыми изгибами и светлыми плесами.
Вот только есть у этих рек давно известная местным жителям особенность. У каждой – свой характер, свои прихоти. Своенравны они, непостоянны. Норовисты, как говорили в старину.
Так и Лаж – река не большая, но строптивая. По виду– наиспокойнейший малый водоток чуть шире ручья. Какие тут подвохи?
Но жители деревни Большой Сердеж помнят: бывали годы, когда после весеннего половодья река меняла русло, срезая старые углы и изгибаясь по-новому. Оно и неудивительно. Берега у Лажа торфяные, мягкие. И дно торфяное. Правда, торф этот неоднороден, временами его сменяет плотная глина. Да и не везде река мелководна. Есть на ней и омуты, да такие, что, как рассказывают местные рыбаки, «двое вожжей связывали – до дна не достает».
Старый трубопровод был проложен на подводном переходе по всем правилам. Но своенравный Лаж ни с какими правилами считаться не желал. Русло то и дело смещалось, и река оголяла нефтяную артерию. Для ее безопасности линейной службе НПС «Дубники» (именно она обслуживает ППМН) приходилось время от времени обкладывать трубу мешками с песком. Вот под этой-то строптивой рекой и был построен новый подводный переход магистрального нефтепровода Сургут – Полоцк.
НЕ СПУСКАЯ ГЛАЗ
На территории НПС «Дубники»
– Труба, изготовленная украинским заводом в городе Харцызске, была проложена под рекой в 1980 году, – рассказывает начальник Марийского РНУ Павел Ростов.– Но со временем обнаружилось невысокое качество харцызской стали. Диагностические приборы, которые регулярно пропускаются по нефтепроводу, в последнее время показывали наличие дефектов, которые могли в будущем сделать эксплуатацию этого участка опасной. Поэтому и было принято решение о строительстве нового подводного перехода. Подчеркну: речь именно о новом объекте, а не о простой замене старой трубы.
Проект был разработан в ОАО «Гипротрубопровод». Работы начались 1 июня, а закончены они были под Новый год, в самом конце декабря.
Специалисты линейной аварийно-эксплуатационной службы НПС «Дубники» вели непрерывный контроль работ, которые выполнял подрядчик, вникали в каждую деталь. Буквально дневали и ночевали на реке начальник ЛАЭС Владимир Конаков и мастер Руслан Ахмедзьянов. Держали руку на пульсе строительства и в Марийском РНУ.
– Мы постоянно выезжали на место для мониторинга ситуации, проводили его очень жестко, ведь работы шли в охранной зоне действующего нефтепровода, – поясняет Павел Ростов. – Кроме соблюдения всех строительных норм, необходимо было контролировать и обязательное выполнение требований безопасности. Лаж впадает в Немду, Немда в Пижму, Пижма в Вятку – даже небольшой разлив нефти нанес бы природе огромный ущерб. Кстати, совсем рядом с местом работ стоит деревня Большой Сердеж. Наша техника передвигалась строго по отведенному нормами землеотвода пространству, ни одну деревенскую дорогу мы не использовали.
ПРОКОЛ БЕЗ ПРОКОЛОВ
Основной и самой сложной частью работ стало строительство траншеи методом наклонно-направленного бурения. Длина «прокола грунта», выполненного под руслом реки, около 500 м, глубина – 16 м.
Начальник НПС Ислам Нигамедзянов
– Решение использовать именно этот метод было принято в связи с геодезическими условиями местности, – рассказывает начальник НПС «Дубники» Ислам Нигамедзянов.
– Мне уже приходилось видеть, как прокладывается пилотная скважина, как идет разбуривание, как протаскивается дюкер. Но для многих на НПС наклонно-направленное бурение было новостью.
Сегодня в «Дубниках» вспоминают: вроде бы и трудностей в ходе работ не возникало, и прошло все, как говорят нефтепроводчики, влегкую, но все равно волновались все:
– Техника работала мощнейшая. Но начинаешь невольно переживать, хватит ли у нее силушки вытащить трубу на другой конец траншеи. Все-таки труба эта была серьезная – не какие-то сто метров «пятисотки», а полтора километра «тыщевки». К тому же труба, как предписывает технология, была заполнена водой, чтобы лечь правильно. После укладки нового участка на нем, как и положено, были проведены все необходимые испытания. Они проходили в три этапа и показали: береговые и русловая части трубы не имеют вмятин, вогнутостей или других дефектов. Трубопровод проложен геометрически безупречно.
Новый подводный переход проложен в соответствии с самыми последними регламентами компании. Ранее русловую часть перекрывала одна задвижка – теперь запорная арматура установлена на обоих берегах.
Инженерные изыскания, предшествовавшие работам по установке запорной арматуры, прошли в 2013 году. Бурение и анализ грунта заставили разработчиков изменить первоначальный план и передвинуть одну из задвижек подальше от «подвижного» низинного берега.
Задвижки No 6 и 6а получили новую систему линейной телемеханики, а также новое электрообеспечение. На случай отключения основного питания на обоих берегах установлены дизельные электростанции. В случае падения напряжения в основном источнике они включатся через коммутационную аппаратуру. Для контроля герметичности подводного перехода смонтирована новая система обнаружения утечек.
Линейно-береговые задвижки помещены внутрь ограждения, включающего целый комплекс инженерно-технических средств охраны, в том числе систему охранного телевидения. Кинокамеры выведены на пульт пропускного пункта НПС «Дубники», специалисты в режиме реального времени могут видеть, что происходит на подводном переходе.
Подводный переход через реку Лаж построен, но работы на НПС «Дубники» не останавливаются. Заменяются сразу несколько участков нефтепровода Сургут – Полоцк, а также подводный переход через реку Немду (1739 км). Строительство идет полным ходом. Вера Романова
Источник: | |
|